И вот сегодня предлагается еще одна версия. Профессор Йельского университета Шервин Ньюленд, специалист по клинической анатомии, выдвинул предположение, что загадочность улыбки этой женщины объясняется... ее беременностью. Среди прочих аргументов, он приводит и отсутствие украшений: по его мнению, из-за беременности пальцы Моны распухли, и надевать на них кольца женщина не могла. Версия профессора Ньюленда так понравилась британским телевизионщикам с канала ВВС, что на ее основе они сняли сериал, который уже запустили в эфир. До сих пор гадают, какая же реальная женщина послужила прототипом картины. Как правило, называют имена нескольких титулованных особ. Однажды была выдвинута экстравагантная версия, будто Леонардо написал идеализированный образ своего молодого "любовника" Андреа Сален. Именно ему великий художник после своей смерти в 1519 году оставил в наследство знаменитый портрет. А один из психиатров домозговался до мысли о том, что под женскими одеждами прячется сам Леонардо. Сегодня высказывается мнение, что натурщицу Леонардо звали Лиза дель Джоконда и была она третьей женой богатого торговца шелковыми тканями из Флоренции Франческо ла Джоконда. Что касается имени Мона, то нередко его пишут Монна, что является производным от слова "Мадонна - женщина с ребенком". Легендарной красавице Мадонне Лизе было 24 года, когда Леонардо, к тому времени уже прославленный художник, пригласил ее позировать. Версия ее беременности подкрепляется флорентийскими записями, в которых зафиксировано, что в том же году, когда началась работа над портретом, Джоконда родила дочь. Возникает вопрос: если беременна, то от кого?
По одной версии, у Лизы, которая была гораздо моложе мужа, был любовник из высокопоставленной семьи Медичи. Другая гласит, что отцом девочки мог быть только Леонардо, плененный красотой своей модели. Но многие критики уверены, что Леонардо просто воплотил в ней образ материнства, каким он представлялся ему с детства. Художник был лишен материнской ласки, поскольку после его рождения в 1452 году отец Пьеро, уважаемый юрист, отказался жениться на матери Леонардо, простой крестьянке, и забрал у нее сына. Впоследствии он женился на другой женщине, но она так и не родила ему наследника. Тогда взоры отца сосредоточились на незаконнорожденном отпрыске. В 12 лет Леонардо был отправлен на учебу к известному в то время флорентийскому художнику, и благодаря необыкновенному таланту вскоре он уже работал самостоятельно. Факты говорят, что Леонардо взялся за написание своего самого знаменитого портрета, когда ему было чуть больше пятидесяти. Возможно, он наделил беременную натурщицу добродетелями своей родной матери, с которой его разлучили. Хотя, кто знает, может, Леонардо и в самом деле любил Лизу и стал отцом ее ребенка! Иначе как объяснить, что он страстно дорожил портретом этой женщины и ни разу в жизни с ним не расстался?
Когда его пригласили работать при дворе французского короля Франциска I, художник взял свое творение с собой. Король, увидев портрет, пожелал купить его и предложил Леонардо четыре тысячи золотых крон, но мастер наотрез отказался продать дорогую сердцу картину. Художник больше не вернулся в Италию и держал свою Джоконду у себя в спальне. Когда он умер, Франциск, наконец, получил возможность приобрести портрет. Он купил его у любимого ученика Леонардо (того самого пресловутого любовника Андреа Салаи), которому покойный завещал картину. Король хранил картину в своем замке в Амбуазе, где был похоронен Леонардо